Форум посвящен всем армянам, особенно нашим братьям хемшилам, в единстве наша сила!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Армяне

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

На начало 1989 года население Армении составляло 3305 тысяч человек. Национальный состав Армянской ССР – самый однородный среди всех союзных республик: 95,66 процентов ее населения составляют армяне; в республике живут также русские, украинцы, курды, греки, ассирийцы.
В Советском Союзе живут 4151 тысяча армян (данные переписи 1979 года).
За пределами СССР армяне живут более чем в 60 странах мира – США, Франции, Греции, ФРГ, Италии, Швеции, Испании, Ливане, Иране, Турции и других странах.
Армяне принадлежат к большой Европеоидной расовой группе народов, стволу южных Европеоидов; в границах южного европеоидного ствола – принадлежат к Балкано-Кавказской расе. В пределах Балкано-Кавказской расы – к арменоидному (переднеазиатскому) типу, отличающемуся волнистыми или прямыми мягкими темными волосами разных оттенков, относительно смуглой кожей, большим разнообразием окраски глаз – от черных и карих до светло-серых и редко голубых, сильно развитым волосяным покровом (в частности бороды у мужчин), слабо выступающими скулами, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средней толщины губами.
По особенностям генетических связей арменоидный тип тяготеет своим происхождением к районам Малой и Передней Азии (территория современной Турции и Ирана).
Обычаи, традиции, особенности жизненного уклада, семейного быта других народов всегда интересны и поучительны. В них отражается история.
Современный армянский семейный быт и жизненный уклад народа замечательным образом сохранили в себе определенную традиционность, при которой всякое новое – всего лишь основательно забытое старое. Это заметно повсюду.
Попробуем описать некоторые подробности жизненного уклада, которые и сегодня находятся общественной организации армянской семьи.
Армяне радуются приросту семьи; дети, от кого бы из братьев они ни происходили, считаются братьями и сестрами, и каждой матери ставится в вину, если она обнаруживает большую любовь к родным детям, чем к детям деверя. Одинаковое отношение ко всем детям и внукам проявляют старики.
Домашним хозяйством в семье традиционно ведет старшая в доме женщина, оставляя мужчинам обязанность хозяйственных покупок. Авторитет женщины в домашнем хозяйстве признается выше авторитета мужчины. Переступая порог дома, мужчины во всем подчиняются порядку, установленной старшей в доме женщиной. Ударить женщину считается большим позором, от обиды, нанесенной мужем, жена может просить защиты у его матери.
Традиционно у армян особое уважение к старшим, с мнением которых, особенно в вопросах семейной жизни, очень считаются. Если при жизни старика-отца главою семьи является сын или дочь, то отец все же играет значительную роль в решении важных семейных вопросов, так как признается жизненный опыт стариков.
Довольно строго соблюдаются внешние знаки внимания к старшим: если в дом входит пожилой человек, то молодые люди встают и садятся после приглашения старшего в доме; при старших стесняются громко разговаривать, как правило, не курят.
Прочен у армян древний обычай гостеприимства, гость в доме всегда желанен: во многих сельских семьях сохранилась традиция содержать для гостей специально предназначенную комнату, обставляя ее лучшей мебелью, коврами и постелью.
Стойко сохраняется обряд одевания невесты. Вечером, во время предсвадебного пира в доме невесты, туда является каворкин (жена посаженого отца), сопровождая близкими родственниками женихами, несущими платье и флату для невесты. Невесту одевают в соседней комнате и выводят к гостям. Затем гости поднимаются и в сопровождении мелодий дхола и зурны отправляются в дом жениха. Здесь свадьбу играют до утра.

0

2

Армя́не (арм. Հայեր) — народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Является государствообразующим народом в Республике Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике.

Самоназвание армян «хай» (грабар Հայ), согласно общепринятому в мировой науке предположению[43], происходит от урартского названия области Хате или Хати, урартск. Ḫāti, позже известной как Мелитена, где проживали племена мушков, носителей протоармянского языка[44][45]. В Армении больше распространена другая версия о связи между самознаванием армян и областью Хайаса, которая фигурирует в хеттских иероглифических текстах. Большинство учёных за пределами Армении считают, что нет никаких оснований связывать Хайасу с армянами, а переход хетт. Ḫajasa в грабар Հայ (hay) лингвистически невероятен, ибо хетт. Ḫa- должно было бы перейти в грабар Խա-[46].

Название страны Арми́ния, в которой проживали армины, встречается впервые в Бехистунской надписи персидского царя Дария I, в 522 до н. э.. арам. ˊarmǝn-āiē, от которого произошли древнеперс. Armina- и др.-греч. ʾΑρμένιοι, восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области хурр. Armi-, расположенной в верховьях Тигра[44]. Это название Армении и информацию о быте армян этого же периода сообщает в IV веке до н. э. Ксенофонт.

По самой распространённой в научных кругах версии носители протоармянского языка, бриги (фригийцы или мушки), мигрировали в XIII—IX веках до н. э. с Балкан на Армянское нагорье и осели в области, позже известной как Мелитена. Протоармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье урартах, хурритах, лувийцах, сохранив, однако основу своего языка, лишь восприняв крупный пласт заимствований из других языков[47]. На базе этнического растворения малочисленных индоевропейцев, носителей протоармянского языка, в массиве урартов, хурритов и лувийцев, но с сохранением армянского языка, и сформировался современный армянский народ. Начало этногенеза современных армян можно отнести к концу II тысячелетия до н. э., когда осевшие мушки начали тесно непосредственно контактировать с лувийцами и хурритами, а завершение — к IV—II вв. до н. э., когда процесс слияния этих народностей в армянский народ завершился[46].

Внутри Армении больше распространена альтернативная теория о том, что армяне ещё ранее жили в области Хайаса. Эта страна в хеттских (XVII—XVI вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (XIV—XIII вв. до н. э.) Хайаса[48]. Эта теория критикуется большинством учёных в связи с тем, что она научно мало обоснована и вероятно политически мотивирована[49][50].

Численность армян в мире составляет примерно 10 миллионов человек, из которых лишь одна треть проживает в Республике Армения (более 3 млн чел., составляя там до 98 % населения)[51]. Крупные армянские диаспоры существуют в России (около 1,5 млн чел.), Франции (около 0,8 млн чел.), Иране (до 0,5 млн чел.), США (от 0,3 до 1 млн чел.), в Грузии (250 тыс. чел., составляя там 5,7 % населения в 2002 г.), на Украине (100 тыс.), в Польше (около 100 тыс. по происхождению), в странах Ближнего Востока (до 0,5 млн.), Канаде (до 100 тыс.), Аргентине (от 130 до 180 тыс.), Бразилии, Австралии. Значительное количество армян проживает также в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (около 140 тыс. чел., составляя там до 99 % населения). Часть армян, в основном ассимилированная и исламизированная (см. хемшилы), проживает в Турции, в большей части в Стамбуле, а также в исторической Западной Армении на востоке этой страны, откуда большая часть армян была изгнана или истреблена (до 1 — 2 млн чел. убитых) Османской империей в ходе геноцида в 1915 году.

Дэвид Лэнг в своей книге «Armenia: Cradle of Civilization» отмечает: «вклад армян в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с их численностью»[52].

Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, среди которых обычно выделяется в отдельную группу[53][54] и является одним из древнеписьменных[55]. В 405—406 гг. Месроп Маштоц создал армянский алфавит (см. История создания армянского алфавита), который используется и по сей день. На сегодняшний день существует два основных диалекта армянского языка: западный (в основном используется в диаспоре) и восточный, на котором основан официальный язык Республики Армения.

Завершение формирования армянского народа относится IV—II вв. до н. э. Уже к I веку до н. э. армянский язык по свидетельству Страбона являлся языком подавляющего большинства населения Армянского нагорья. В 80-е — 70-е гг. до н. э. Великая Армения — сильнейшее государство Передней Азии во время правления Тиграна II.

Начиная с XI—XIII веков армянский этнос начинает замещаться на Армянском нагорье пришлыми тюркскими племенами[56]. Этот процесс затянулся на много веков. В эти времена образуется армянская диаспора. Первая мировая война стала самым трагичным этапом в истории армян. В течение 1915—1918 гг. и последующих послевоенных лет властями Турции в Малой Азии, на Армянском нагорье и в Закавказье осуществлялось истребление местного армянского населения. Большинством историков эти события оцениваются как геноцид.

В эллинистический период армянская архитектура восприняла многие греческие традиции. С начала IV века н. э. развивалась христианская архитектура. Армянские церкви можно разделить на две категории: с куполами и без куполов. Одной из достопримечательностей средневековой армянской скульптуры является обилие хачкаров — каменных крестов. Предшественниками хачкаров считают вишапы — каменные стелы, которые устанавливались в древние времена.

Во второй половине XIII века достигла расцвета киликийская школа живописи, крупнейшим мастером которой был Торос Рослин. В России в XIX веке творил один из крупнейших в мире маринистов Иван Айвазовский. В советский период стал известным Мартирос Сарьян (автор герба Армянской ССР), а в США Аршиль Горки.

Армянская оригинальная литература развивалось с 406 г., когда ученый и священник Месроп Маштоц создал армянский алфавит. В V веке берёт начало и армянская историография. Наиболее известный средневековый армянский историк — Мовсес Хоренаци, который считается «отцом армянской истории». В VII—X веках сложился эпос «Давид Сасунский», повествующий о борьбе богатырей из Сасуна против арабских захватчиков. В конце XII века Мхитар Гош составил судебник — сборник феодального права Армении. Первая печатная книга на армянском языке — «Урбатагирк» (1512 г.), периодическое издание — журнал «Аздарар» (1794 г.). В первой половине XIX века Хачатур Абовян стал основоположником современной армянской литературы. В США получил мировую известность американский писатель армянского происхождения Уильям Сароян.

Руины Звартноца, 641—661 гг.Традиционные армянские инструменты — зурна, дудук, дхол, канон и др. С древних времён в Армении существовали народные певцы — гусаны (с XVIII века называемые также ашугами). В конце XIX-начале XX веков творили армянские композиторы Комитас и Спендиаров. В советский период прославились Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян, Дживан Гаспарян и Микаэл Таривердиев. Мировую известность обрёл французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур.

Древнеармянский театр был основан Тиграном II в 69 до н. э. в столице Великой Армении Тигранакерте. По свидетельству Плутарха армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате — второй столице Армении (I век н. э.)[57]. Возрождение армянского театрального искусства относится к середине XIX века. Новоармянский профессиональный театр основан О. Гаспаряном в 1846 г. и А. Вардовяном в 1860-е гг. В 1868 году Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак II», которая также стала первой оперой всего Востока[58]. В Ереване в 1921 году был открыт Театр им. Сундукяна — крупнейший в Армении драматический театр. В 1933 году был открыт Ереванский театр оперы и балета[57].

В список всемирного наследия внесены пять историко-культурных объектов на территории Армении. После обретения Арменией независимости появилась возможность возрождения армянских традиций. Армяне диаспоры интегрированы в культуры местных народов.

В 301 году государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии ещё до того, как оно было уравнено в правах с язычеством императором Константином Великим в Римской империи[59][60].

Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской Апостольской Церкви. Есть также армяне-католики. В России большинство верующих армян — прихожане РПЦ[61]. Исламизированные армяне часто считаются самостоятельным этносом — хемшилами [62], большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты.

Много средневековых армянских историков и правоведов писало о так называемых «огнепоклонниках». Из-за неправильной интерпретации самоназвания армянских язычников Արորդի (Арорди), на армянском это имя означает сыновья Ара (бога — созидателя), их называли солнцепоклонниками, идентифицируя с персидскими зороастрийцами из-за схожего характера вероисповедания.[источник не указан 312 дней]

Небольшое число энтузиастов пытается возродить дохристианское языческое вероисповедание. В данный момент в Армении и среди армянской диаспоры действует Армянский Арийский Орден, члены которого занимаются исследованием и возрождением старых армянских ритуалов. Они являются последователями этноверической идеологии Гарегина Нжде и, поэтому, не ведут активную миссионерскую деятельность.[63]

Существует гипотеза, согласно которой алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Населено это государство было армянами, а располагалось оно там, где в настоящее время проживают алавиты (северо-запад современной Сирии и прилегающие к этим районам регион южной Турции).

0



Сервис форумов BestBB © 2016-2024. Создать форум бесплатно