ХОПА-ХЕМШИЛЫ И БАШ-ХЕМШИЛЫ: МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИИ
Автор доклада - соискатель научной степени кандидата исторических наук, председатель Краснодарского краевого армянского научного информационно-культурного центра «Амшен», член редколлегии газеты «Еркрамас» Ардаваст Тулумджян.
Древний край Амшена, амшенские армяне, амшено-мусульмане и турки-хемшилы, еще не давно значение этих слов было известно лишь узкому кругу историков и краеведов, сегодня все больше людей интересуются историей и культурой Амшена и связывают свое прошлое с этим краем.
Вероятно, уже к концу XIX в., при непосредственном участии принявших ислам Амшено-армян, сформировались уникальные в своем роде группы: «Баш – Хемшилы» (сам. Hemshili) - Хемшилы области Ризе, «Хопа-Хемшилы» (сам. Hamshenci) - Хемшилы Хопского района и «Севкедаци» ( усл.Карадерли) - потомки исламизированных армян Араклийского района. Информация и материалы по исследованию данных групп малочисленны и порой противоречивы, а о судьбе последней группы нет никаких данных уже больше 80 лет.
С 12 по 20 апреля 2004 г. и с18 по 22 июля 2005 г. мною были проведены две экспедиции в северо-восточную Турцию, цель которых было посещение области Амшен (Хемшин) и исследование этнографических групп Амшено-мусульман, чтобы лучше понять составляющую процесса генезиса этих групп, нужно сделать краткий исторический обзор.
Самые первые упоминания об Амшене, содержатся в «Истории халифов» Вардапета Гевонда 80е гг. VIII века н.э., в истории Гевонда рассказывается о 12 тысячах армянских переселенцах, которые во главе нахараров Шапуха и Амама из княжеского дома Аматуни, мигрируют на побережье Черного моря. Восточнее г. Трабзона, с разрешения византийского императора, они основывают полунезависимое княжество. [1.C.167 -169]. Во второй половине VIII в. князь Хамам Аматуни основал на месте разрушенного войной г. Дампура (Тамбура) новый город, который получил название Хамам–шен в честь князя Хамама, откуда и пошло название области «Хамшен» (сов. Хемшин). [2.C.284].
В 1204 г. внуком Византийского императора Андроника I Комнина Алексеем, образуется независимое государство Трапезундская империя (124–1461 гг.) Амшенское ишханство, как и все области Понта, вошло в состав империи.[3. C.11].
Из зарубежных источников XV в. ценным источником является «Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403 – 1406 гг.» Рюи Гонзалеса де Клавихо. В своих записях испанский дипломат упоминает о стране Аракела, рассказывает о нравах и политической ситуации на тот период. [4.C.382 – 384]. Упоминания о средневековом Амшене встречаются так же в сборниках памятных записях армянских рукописей XV в.,ч.1,3.
В 1452 г. началось завоевание турками-османами территории Трапезундской империи. Последний Амшенский князь Давид II в 1480 г. после турецкой экспансии покидает княжество. С падением Амшена весь понтийский регион подпадает под власть Османов [5.C.22 – 24].
С конца XVI в. турецкие власти по отношению к христианам Понта стали проводить политику насильственной исламизации. В 1629 г. часть лазских князей и аристократов, чтобы сохранить свои привилегии, формально отреклись от христианства. По свидетельству христианских источников того времени, следует, что население Амшена в 1630 г. еще оставалось полностью христианским [5. С.26].
Приблизительно в сер.16 в. часть населения под давлением захватчиков приняла ислам и в течении последующих двух сот лет шло формирование из них особой этнографической группы Хемшилов, которая разделилась на две самостоятельные группы Хопа–Хемшил (сам. Хомшеци), которые в нач. XIX в. переселились на восток и Хемшилов самой области Хемшин.[6.C.133 - 136]. Другая часть амшенцев, чтобы сохранить свою веру и язык, покинула Амшенский край и бежала на запад в сельские районы гор. Трабзон, г. Орду и далее в Джаник. По прошествии столетий, беженцы из Амшена стали себя называть Трабзонскими, Ордуйскими, Джаникскими армянами и постепенно забывали о своем древнем гнезде. В последствии, спасаясь от произвола турецких властей и Геноцида армян, выжившие Амшенцы, мигрировали на территорию Российской империи, теперь, основная их масса живет в Краснодарском крае и Абхазии. К сожалению, живущие на Северо-Западном Кавказе Амшенские армяне, прямые потомки выходцев из древнего Амшена, мало знают или совсем не имеют представления о своей древней истории.
Западнее Амшена находились гавары Кара-Дере (Черная речка) и Сурмене. В начале XVIII в. армянское население этих районов достигло 16 тыс. человек, большинство из которых были беженцы из Амшена. Армянские поселения этих районов были основаны еще в средние века анийскими переселенцами.
В начале XVIII в. короткий период веротерпимости сменяется гонениями на христиан, исламские проповедники официально предложили христианам перейти в ислам, амшено-армянское население Кара-дере отвергло это предложений и прогнало проповедников из района. Эти события привели к резне в армянских селах и последовавшей за ней насильственной исламизации части жителей «Черной речки», другая часть бежала на запад в направлении Трабзона, Орду, Самсуна (Джаника), Синопа до Атабазара [7.С.5 - 10].
Таким образом, можно говорить, что из принявших ислам амшенских армян районов Амшен и Кара-дере сформировались самобытные этнографические группы, что подтверждают свидетельства посетивших эти края в XVIII – XIX вв. армянских ученных и просветителей Бжишкян Г., Туманянц П., Айкуни С. и др. .[5.C.26–28] [8. С.293 - 295].
Хопа – Химшилы (Хомшеци)
Первым пунктом экспедиции была Артвинская область, где проживают так называемые Хопа-Хемшилы, себя они называют Хомшеци. Это единственная группа амшенцев, которая продолжает употреблять в качестве самоназвания (эндоэтним) - Homshieci (Амшенец).
Ареал их проживания охватывает следующие районы области: Хопский и Борчский, по данным информантов, численность Хопа-Хемшилов составляет около 30000-40000 тысяч человек, основная масса Хопа-Хемшилов проживает в Хопском районе до 20.000 тысяч, так же существуют их не большие колонии в Самсуне, Стамбуле и др. городах Турции.
Хопа-Хемшилы делят себя на две основные группы – это самая большая Турцеванци, которая включает в себя подгруппу Джермакци «Белый» и меньшая по численности Ардлеци. Существует еще одна группа, «род», который причисляет себя к Турцеванци, но держится особняком и практически является самостоятельной группой – это Топал-оглы. Представители всех этих групп осознают свою близость и единую общность, которая выражается в общем самосознании и употреблении общего самоназвания Хомшеци - «Амшенец».
После, утверждения границ между СССР и Турцией в 1921 г., около шести сел с проживающими в них Хопа-Хемшилами остались в составе Аджарской АССР. В ноябре 1944 г. Хемшилы вместе с турками, курдами, лазами и др. народами были высланы в Южную Киргизию, а небольшую их часть выслали в Казахстан. Начиная с сер. 80х гг. несколько десятков семей хемшилов переселилось из Киргизии в Апшеронский район Краснодарского края, после узбекско-киргизского конфликта в 1989 г. сюда же переехали большинство из оставшихся в Киргизии хемшилов. Сегодня, большинство хемшилов России проживает в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края и состоит из не многим более тысячи человек, несколько сот хемшилов переселенцев 1990х гг. проживает в Воронежской и Ростовской областях, так же продолжают жить в Киргизии и Казахстане еще несколько тысяч Хемшилов. Таким образом, часть Хопа-Хемшил (сегодня около 5000) оказалась оторвана от своих сородичей на многие годы, особенно после выселения хемшилов из Аджарии, родственники потеряли связь между собой на десятилетия.[9.C.110 – 112].
В нач. 80 х гг. хемшилы из Средней Азии стали переселяться в Краснодарский край, они там встретились с амшенскими армянами, с которыми их судьба разлучила более трехсот лет назад. Начался процесс восприятия друг друга, как бывших соотечественников, сложный и интересный, продолжающийся и сегодня.
Хотя Хопа-Хемшилы говорят на восточном говоре Амшенского диалекта армянского языка, они не осознают своих армянских корней. На сколько это так, предстояло мне выяснить. Мне удалось, записать около двухсот слов говора групп Турцеванци и Арделеци, предварительный анализ которых, позволил пролить свет на некоторые моменты в генезисе Амшенцев.
1. В речи представителей этих групп есть различия, что говорит о существовании, как минимум двух подговоров.
2. В говоре Хопа-Хемшилов сохранилось больше коренных армянских форм, которые в говоре джаник-ордуйских амшеноармян заменены турецкими словами.
3. Говор Хопа-Хемшилов, имеет больше параллелей с говорами сельских трапизонцев, хотя в подговоре Турцеванци имеются некоторые исключения, которые их сближают с говорами джаник-ордуйцев.
4. В говоре Хопа-Хемшилов сохранилось большое количество литературных форм армянского языка, которых нет в других говорах Амшенского диалекта.
Хопа является центром одноименного района, по некоторым данным, информанты затрудняются ответить точно, хемшилы заселили горные массивы этого района приблизительно 200 лет назад, они точно говорят, когда началось заселение хемшилами черноморского побережья и г. Хопы, около 30-40 лет назад, до этого на побережье жило принявшее ислам лазское население. Сегодня, в городе, хемшилы составляют большинство, обогнав по численности аборигенов лазов, более того в 2004 г. они впервые избрали главой г. Хопы хемшила из рода Топал-оглы. Но это не является, главной заслугой жителей г. Хопы, эти выборы стали известны на всю Турцию благодаря тому, что Хопа стал единственным городом в Турции, где глава является представителем коммунистической партии. Это очень интересно, по-прежнему среди большинства хемшилов популярна коммунистическая идея. Сторонники коммунистической идеологии, в основном представители группы Турцеванци, считают себя потомками амшено-армян, придерживаются атеистических взглядов, носят армянские имена, а по некоторым данным среди них есть вновь крещенные. Но поспешных выводов из этого делать рано, учитывая, что эти процессы имеют короткий срок и несут на себе отпечаток социального протеста.
Не задерживаясь в городе, мы направились в родной поселок проводника Анчарох (сов.Пинарли). Нужно заметить, что с названиями поселков в Турции существует неразбериха, постепенно, во всей Турции, идет процесс смены всех не турецких названий поселков на турецкие, это также затронуло Хопский район, где большинство топонимов на лазском языке. Один и тот же поселок может иметь официальное название и несколько старых названий, в зависимости от того, о какой части поселка идет речь. Например, сов. поселок Эшмакае объединил в себе два поселка со старыми названиями Ардала и Чимелли, которые в свою очередь имеют отделения со своими названиями. По официальным данным, в Хопском районе вместе с городом существует 31 населенный пункт, сколько их было и есть, точно сказать сложно.
Анчарох расположен над г. Хопой примерно в пяти километрах, к нему ведет узкая автомобильная дорога, проходящая по вершинам небольших хребтов. Живут в поселке хемшилы представители группы Ардлеци, которые переселились сюда из соседнего села Ардала. За последние десятилетия, многие жители хемшилских деревень перебрались в г. Хопу. Только в сезон сбора чая вся родня собирается в поселках, лишь представители старшего поколения продолжают жить в поселке, кроме зимних месяцев.
Хозяин дома, оказался очень интересным собеседником, он рассказал о том, что первым среди хемшилов, после почти полувековой разлуки, разыскал своих родственников в СССР и поехал навестить их в Среднюю Азию. Собеседник рассказал о своем родовом объединений Ардлеци, которые ведут свое происхождение от общих предков «шести братьев»: Каракчи-оглы, Али-оглы, Фейз-оглы, Кесе-оглы, Токкуз-оглы и Кучук-оглы. Предком его семьи был Кесе, имена нескольких поколений предков были забыты, а потом следуют имена пяти поколений, с ним в том числе. Следует заметить, что этот разговор он затеял по той причине, что-бы мне доказать, что уже около пяти столетий его род исповедует ислам, но вышло наоборот. Во-первых, пять поколений семьи Кесе соответствует не пяти столетиям, а полутора-двум, во вторых, «шесть братьев» это не, что иное как общие мифические предки современных семей, подтверждением, чего является якобы забытые имена предков связывающие современные семьи с «шестью братьями».
Информант в молодости интересовался проблемой своего происхождения. Посетив университет в г. Анкаре и сделав официальный запрос, о происхождении своих предков и причины их владения армянским языком, получил исчерпывающий ответ, что он потомок древних тюрок «чепни», которые поселились на Черноморском побережье задолго до захвата этих земель Османскими войсками, вследствие этого воспринявшими языки окружающих христианских народов. Проявив сдержанность и уважение, я воздержался от дальнейших разговоров, на эту тему. Термин «чепни», это название шиитских сект, который используется турецкими ученными, для обозначения различных групп турок, имеющих христианские корни. [9. C.118]. Так же, в Анчарохе, мне посчастливилось записать фольклор, слова и термины представителей группы Ардлеци.
Во второю экспедицию, мне удалось посетить старое фамильное кладбище семьи Кесе в п. Анчарох, где мне бросилось в глаза, то, что представители одной семи были похоронены рядом и ограждены общими заборами, это не соответствует исламским обычаям, которые соблюдаются на новом кладбище той же фамилии.
По преданиям Ардлеци, первым поселком, который «двести лет» назад заселили, пришедшие в Хопский район «Хомшеци», был Зурпиджи (сов. Елдере). Оттуда их предки переехали в Чимелли, часть, которого получило название Ардала (сов. Эшмекой), в последствии, все кто покидал этот поселок, считали себя Ардлеци. На основе этого предания, можно предположить, что локальная группа Ардлеци образовалась на основе шести семей, основавших поселок Ардала. Хотя возможно, формирование группы имеет более глубокие корни, которые ведут в древний Амшен, о чем говорит название самого поселка «Арда–ла», крепость в Амшене «Арта–шен» и современный город «Арде-шен».
Представитель рода Топал-оглы, с которым у меня была непродолжительная беседа, на мой вопрос знает ли он о происхождении своих предков, ответил: «Мы армяне, как и наши предки, пришли суда из Хемшина из поселка «Апсы», что в долине р. Хала». Этот ответ меня шокировал, я недоверчиво спросил: «Не ужели вы это узнали от своих предков?». Ответ: «Нет, они об этом не помнили, но мы Хомшеци значит родом из Хемшина, говорим на армянском языке, а в поселке Апсы и теперь живут Топал-оглы, только забыли армянский язык». Мне стало ясно, что этот человек смоделировал для себя свое прошлое и самоидинтифицировал себя, не нуждаясь в научном обосновании. По его словам, его мнения придерживаются большинство «Турцеванци», любопытно то, что это противоречит взглядам представителей другой группы «Ардлеци» с которыми я встречался, они ни при каких условиях не признают себя «армянами», лишь допуская, что их предки могли быть много столетий назад «армянами». Хотелось бы заметить, что этот разговор проходил на двух говорах Амшенского диалекта армянского языка.
Дальнейшее ознакомление с представлениями Хопа-Хемшилов о своей самоидентификации показало, что выбор зависит от пренодлежности к той или другой локальной группе, политических взглядов и экономических интересов. На мой взгляд, около 15-20% Хопа-Хемшилов самоидентифицируют себя с армянами идейно, как сторонники коммунистической партии, при этом еще около 50% солидарны с ними, но в зависимости от политической или экономической ситуации, а остальные 30% категорические противники. Данный анализ основывается на итогах выборов главы города в 2004 г., где практически все Хопа-Хемшилы проголосовали за своего кандидата, который баллотировался от коммунистической партии и не скрывал, что считает себя, как и его окружение, армянином.
В июле 2005 г. в г. Хопе прошел культурный фестиваль, организованный мэрией города. На фестиваль были приглашены участники из Армении, «Курдистана», «Лазистана» и др. областей, свои выступления они начали с приветствия на «Хемшилском», Лазском, Грузинском, Курдском и др. языках. Представительница курдов заявила, что Хопа является свободным районом, так как Хемшилы братья по борьбе за свободу народов Курдистана. После этого, кортеж лидера одной из турецких партий был забросан камнями и не пропущен в Хопу. Все это, вызвало недовольство части Хемшилов, в основном Ардлеци, которые опасаются быть втянутыми в политические процессы и не хотят противопоставлять Хемшилов и Турков.
Баш–Хемшилы (Турки-Хемшилы)
По летописным данным турецких источников каза Амшен (Хемшин) во время захвата Османскими войсками в кон. XVв. делился на три части: Хемшин, Кара Хемшин и Эсканос (Сенос – Каптанпаша) и состоял из 34 деревень. В1536 г. казу Хемшин административно присоединили к Испирскому санджаку, где он оставался вплоть до сер. XVIII в., с 1753 – 1831 гг. каза Хемшин отошел к Трабзонскому санджаку, затем с 1836 г. входил в Атинский (Пазарский) ил. Немецкий ученый Карл Кох, побывавший в 1843 -1844гг. в Амшене (Химшине) отмечал, что помимо собственно казы Амшена имелось еще три района относящихся к нему исторически, центр первого находился в с. Джемил на одноименной реке, центр второй – в с. Ортакей на р. Мапаври, а третей – в с. Марманд в нескольких часах пути выше п. Атина (Пазар) [10. C. 22 – 25] В сер. XIX в. каза Хемшин снова стал самостоятельным районом и входил с 1878г. в Чорохский ил, с 1904 г. в Трабзонский санджак. В 1916г. Российские войска заняли Хемшин и присоединили его к Батумской области, после прихода турецких войск в 1918 г. район был включен снова в Пазарский ил. [11. C.14]. Историко-культурная область Амшен (Хемшин) располагается в 120 км. восточнее г. Трабзона в Ризейской области, входит в следующие ее районы: Хемшин, Чамли-Хемшин, частично в Чаелийский и Икиздерейский.
Основная часть Хемшилов осознает себя особой этнографической группой турецкого народа и называет себя Турки-Хемшилы (Turk-Himshili). Большинство Хемшилов переехала из горных районов и проживает в городах Ризейской области - это Фундекли, Чайели, Каптанпаша, Пазар (квартал Сарвица) и Ризе (квартал Чимил), в Чайели и Ризе хемшилы составляют половину населения. Существуют еще крупные поселения хемшилов в других районах Турции – это в Атабазаре (район Хэндэк), в Болуке (район Кеприджик), в Самсуне (район Ладик). Эту информацию мне предоставил учитель истории в школе Хемшина, по известным ему данным всего в Турции проживает около 150 тысяч хемшилов выходцев из Ризейской области.
Первая моя поездка состоялась в район Чамли-Хемшин, одноименный поселок находится на р. Фуртуна в месте, где в нее впадает р. Хала, почти все территорию района занимает национальный парк Качкар. В верховях р. Хала в п. Айдер располагается лечебный курорт, вся территория парка это популярное место для туристов, как из Турции, так и из зарубежья. Верховья этих рек – это высокогорное плато Качкар, которое называют Баш-Хемшил (Высокий или верхний Хемшин), так же этот район области принято называть Яйила, аналог альпийских лугов. В большинстве названий поселений, гор, местностей Хемшина угадываются армянские или не турецкие топонимы. Например, в названиях гор: Качкар - арм. Хачкар (крест-камень), Верченик – арм. Верч (конец, последний), Татос – арм. имя, в названии поселков и местности: Хачиванак - арм. Хачиван (поселок креста), Паловит – арм. Пал (вишня), Кармик – арм. Кармир (красный) и т.д.
Через горные речки повсеместно стоят средневековые арочные мосты построенные, как в доосманский период, так и после. Нашей целью было доехать до крепости Зил-кале, по дороге туда мы проехали следующие поселки: Еолкийи (Кушуа), Емишли (Кобош), Шенева (Чинчива), Улку (Эрох), Шенкой. Посетив величественную крепость Зил-кале, возможно, это легендарный Арташен, из-за нехватки времени мы повернули назад. На обратном пути, мы встретили престарелого владельца небольшой гостиницы, который рассказал нам об истории и географии Хемшина, он категорически заявил, что Хемшилы не имеют ни какой связи с жившими раньше здесь армянами, от которых остались лишь названия мест Акоп, Тапик келох и др. У местечка Кабош, мы сделали остановку, чтобы осмотреть старинный мост, кладбище и странные развалины, встретившиеся нам лазские рабочие сказали нам, что это развалины армянского постоялого двора и кладбища. Действительно, каменная ограда вокруг могил была рассчитана на несколько умерших, многие могилы были разорены, в том числе и мусульманские. Уже покидая район, мы поинтересовались у продавца хемшила, какими странными словами он владеет, на что он ответил, что помнит одно слово кедалик – арм. кдал (лошка), но его родители знают намного больше слов.
На следующий день, наш путь лежал в Хемшинский район с центром на реке с одноименным названием. В кафе мы познакомились с Юнуфом Химти, который после того, как узнал о цели нашего приезда сказал: «Мы не должны стеснятся того, что мы были армянами, многие в Баш-Хемшине немного говорят по-армянски, но не считают себя армянами». Затем он поведал историю нескольких десятков семей Амшенских армян села Элевит. В начале XX в. в поселке жил сапожник Апел, его дом сохранился до сих пор. В 1910 гг. он начал строительство армянской церкви, привез колокол и воздвиг колокольню, но в 1915 г. всех кто не отказался считать себя армянами выселили, но Апела оставили, так как он ослеп и был очень стар.
«Семья Очин-оглы Махмута всегда жила в Элевите, они были мусульманами, но их считали армянами, потому что они говорили на армянском языке, еще одна большая семья армяно-мусульман носила фамилию Матараджи (водоносы). Эти и другие семья армяно-мусульман, из-за холодных зим, до 15 семей, в 1945 г. переселились в г. Эрзерум, но летом некоторые из них приезжают погостить в Элевит».
Затем, Юнуф повел нас к мэру Хемшина, к сожалению, он был занят, но сумел выйти и познакомиться с нами, он спросил меня, через переводчика, об одном, читал ли я Хачикяна? [ 5. C.18 – 30]. Услышав мой утвердительный ответ, он предложил пройти в школу в сопровождении учителя истории. От мэрии мы, последовали в школу, где нас ждал в своем кабинете директор, у нас произошла интересная беседа, когда меня спрашивали о значении того или иного топонима или слова, например значение слова Вартовор (древ. арм. Праздник Вардавар, сегодня христианское Преображение), а когда пришла моя очередь задавать вопросы, все, сославшись на занятость, стали уходить. После я узнал, что Вартовор это основной праздник Хемшилов, они его празднуют, каждый раз, когда сходит снег с горных пастбищ.
Дальше г. Хемшин располагается п. Чамлы тепе (Зуха), где по данным информантов жило две семьи, которых считали армянами-мусульманами. Действительно, эта информация подтвердилась, старыми фамилиями этих семей были Каспар-оглы и Минас-оглы, но сегодня с новыми фамилиями они считали себя турками-хемшилами, к сожалению, встретиться с ними не получилось.
Находясь в г. Самсуне, волей судьбы я встретился с хемшилом из п. Зил-кале Хасаном Кибар-оглы, он считал себя потомком беков владевших Хемшином, которые получили это право в виде фермана от Султана Мухамеда. На мои вопросы об армянских следах в Хемшине, откуда были мои предки, он отвечал не охотно, тогда я просто спросил: «А есть ли, у жителей его поселка клички или старые фамилии, может быть они знают слова не турецкие?». К моему удивлению, он огорошил меня следующими слова: джуджул – (арм. половой орган у мальчика), пудж – арм. буц (женские половые органы), джиджик – арм. цицик (женские груди), гагат – арм. гогорд (горло, кадык). В турецком нет звука «ц», поэтому у хемшилов он принял форму «дж».
Другие слова не имеют литературной формы, но есть в других говорах Амшено-армянского диалекта, например Дженик-ордуйском: хисим – хесум (родственник), мерхебек – мор (клубника), жах – жох (ежевика), капчук – капчук (голавастик), хелос – хлез (ящерица), мух – мех (гвоздь), хурчка – хурчак (шест для посадки лобби), джорак – джор (грязь), гахэнуш - кахэнуш (сорить) и др. слова. Но самое интересное, что он назвал, это старые фамилии его односельчан: Мугиланч, Мехдесанч, Сакаланч, Челаланч, Нереванч и Корданч. Что удивительно, эти фамилии содержали армянские корни, не в пример большинства фамилиям амшенских армян, которые образовались от турецких прозвищ и слов: Язиджян, Каракян, Хастян, Демерчян и других.
В следующий свой приезд, мне удалось проехать за Зил-Кале, остановиться в п. Чат, откуда одна дорога вела на Элевит и Хачиванак, а другая на Баш-Хемшин и Верчембек. В пос. Элевите подтвердилась информация, о живших здесь армяно-мусульманах, которые ушли в 1945г. в Эрзерум и рассказ об Апеле, который хотел построить церковь. В поселке гостил представитель одной из уехавших семьей Мола-оглы, не встречаясь со мной, передал, что их семья не знает арм. языка и они всегда были мусульманами.
Хозяин магазина рассказал, что, когда уехали армяне-мусульмане, в том числе семья Мола-оглы, его предки переселились сюда из Зил-кале, так же он повторил арм. слова частей тела, которые я записал в г. Самсуне и добавил, что «прозвища» есть в селах Зил-кале, Кобош и Улку.
Поднявшись на гору у поселка, передо мной на вершине предстали остатки Элевитского монастыря, это очертания фундамента и груды больших камней, в некоторых местах угадывались перевернутые могильные плиты.
На следующий день, мы направились по дороге на Баш-Химшин, не доехав нескольких километров до него, мы повернули на Кале-кой (Вараш), где на горе возвышались остатки некогда могучей крепости. Осмотрев развалины, мы познакомились с местным жителем, который рассказал, что его предки - турки из Кавказа приехали сюда 150 – 200 лет назад, когда отсюда уходили, армяне-мусульмане, они выкупали у них земли. Вероятно, речь шла о предках современных Хопа-Хемшилах, но информацию следовало проверить. Информант, показал заброшенное кладбище с вымощенной камнями дорогой, где по его утверждению есть армянские могилы. На вопрос, какие из них армянские, он ответил: «На тех, на которых нет ничего». После осмотра некоторых могил, можно заключить, что массивные каменные ограды рассчитанные на несколько могил, имели лишь одно отличие, на внешней стороне некоторых была ниша, которая встречается на могилах Амшенских армян в Абхазии (п. Эшера), для установки поминальных свечей.
Вернувшись в пос. Чат, мы повстречали мухтара пос. Баш-Хемшин, он рассказал, что примерно 150 лет назад семья Закар, Чалмашер, Кесоглы, Гостан (Бостан) покинули поселок в направлении Хотрджура.
Другой информант из Улку рассказал, что армяне – мусульмане ушли через Хачиванак в Хотрджур примерно 150 лет назад.
Не вызывает сомнения, что разные информанты говорили об одном и том же событии произошедшем в пер. пол. XIX в. об уходе из Амшена (Хемшина) большинства говорящих на армянском мусульман, предков нынешних Хопа-Хемшилов, которые появились в бассейне р. Чорох примерно 150 – 200 лет назад. Но почему это произошло, какова причина переселения?
Как свидетельствует, амшенский просветитель Айкуни, в сер XIX в. несколько семей исламизированных армян снова стали христианами. После этого случая мусульманское духовенство усилило гонения на употребляющих армянский язык, постановив, что «7 сказанных мусульманином армянских слов будут приравниваться к одному ругательству». Возможно, гонения были суровей, во многих селах «амшенские женщины, не знали турецкого языка», что привело к массовому переселению в безопасные места. [12.C.297], [5.C.27].
Жители Амшена (Хемшина), сохранили из поколения в поколение память о событиях нач. XIXв., но о кровавом уходе Амшенцев христиан в сер.XVII в. свидетельств почти нет.
Проезжая на обратном пути пос. Улку, мы сделали остановку у придорожного кафе, где познакомились с местными жителями. Они рассказали, что им известно об армянском прошлом многих их односельчан, например предком семьи Енап был Агоп, а их «прозвище» было Гирагосанч, такие же семья есть в Емишли (Кобош), может и в других селах. Они все знали амшенo-армянские слова частей тела, рассказали, что Улку состоит из нескольких кварталов вот их названия: Гомаинч – амш. арм. Гомац инч (тихо спускайся), Мез мун, Эрох - место где была школа, Хачикли -место где была церковь, Молавейс.
Можно предположить, что жители Улку, Кобоша, Зил кале, Зухи и других поселков, у которых есть армянские «прозвища», являются потомками исламизированных Амшено-армян, оставшихся после событий сер. XVII в. Естественно, говорить, что все хемшилы, являются потомками исламизированных армян нельзя, в течении трех столетии существовали потоки естественной миграции, когда жители Хемшина покидали свой очаг в поисках заработков и наоборот в Хемшине селились приезжие из других мест Турции, возможно в Хемшин целенаправленно заселялось турецкое население, чтобы ускорить процессы ассимиляции в проблемных районах, об этом говорит то, что один из первых турецких университетов Черноморского побережья был открыт в Хемшине, что способствовало быстрому проникновению турецкой культуры в хемшилскую среду. [11.C.15 – 17].
В заключении хочется отметить, что на сегодняшний день работа по изучению истории и культуры Амшена (Хемшина) и этнографических групп связанных с ним, является весьма важным направление в современной науке.